В понятие информационной безопасности образовательного учреждения входит система мер, направленная на защиту информационного пространства и персональных данных от случайного или намеренного проникновения с целью хищения каких-либо данных или внесения изменений в конфигурацию системы. Вторым аспектом понятия станет защита образовательного процесса от любых сведений, носящих характер запрещенной законом пропаганды, или любых видов рекламы.
Информационная безопасность
Нормативное регулирование
- Конституция РФ
- Федеральный закон от 26.07.2017 № 187-ФЗ "О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации"
- Федеральный закон РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
- Федеральный закон от 27.04.1998 № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями)
- Федеральный закон от 29.12.2010 N 436-ФЗ (ред. от 29.06.2015) "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию"
- Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (с изменениями и дополнениями)
- Федеральный закон РФ от 27.07.2006 № 152-ФЗ "О персональных данных" (с изменениями и дополнениями)
- Федеральный закон РФ от 28.12.2010 № 390-ФЗ "О безопасности"
- Доктрина информационной безопасности Российской Федерации
- Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы"
- ГОСТ Р 50739-95 Средства вычислительной техники. Защита несанкционированного доступа к информации. Общие технические требования.
- Письмо Минобразования РФ от 13.08.2002 N 01-51-088ин "Об организации использования информационных и коммуникационных ресурсов в общеобразовательных учреждениях"
- Письмо Минобразования от 25.05.2011 № 753/23-16 "Об информатизации дошкольного образования в России"
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 10 ноября 2006 года N АС-1299/03 "О реализации контентной фильтрации доступа образовательных учреждений, подключаемых к сети Интернет в рамках приоритетного национального проекта "Образование"
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 19 марта 2007 г. N АС-283/03 "О рассылке методических и справочных материалов"
- Министерство образования и науки Российской Федерации Департамент государственной политики в сфере общего образования Письмо от 14 мая 2018 г. n 08-1184 О направлении информации
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 28 сентября 2011 года № АП-1057/07 "О правилах подключения образовательных учреждений к единой системе контент-фильтрации доступа к сети Интернет"
- Правила подключения образовательных учреждений к единой системе контент-фильтрации доступа к сети Интернет
- Письмо Федерального агентства по образованию от 08 июня 2007 года № 15-52-434ин/01-10 "Об усилении контроля за организацией работы ОУ с ресурсами сети Интернет"
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 02 декабря 2015 года № 2471-р "Об утверждении Концепции информационной безопасности детей"
- Методические и справочные материалы для реализации комплексных мер по внедрению и использованию программно-технических средств, обеспечивающих исключение доступа обучающихся образовательных учреждений к ресурсам сети Интернет, содержащим информацию, не совместимую с задачами образования и воспитания
- Федеральный закон от 21 июля 2011 г. N 252-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию"
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 04 марта 2015 года № 03-155 "О направлении разъяснений о порядке действий, в случае отсутствия согласия на обработку персональных данных совершеннолетними участниками государственной итоговой аттестации (далее - ГИА) или родителями (законными представителями) несовершеннолетних участников ГИА"
- СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации обучения в общеобразовательных учреждениях"
Документы
Детские безопасные сайты
Браузер Гогуль специально в помощь родителям, которые занимают активную жизненную позицию и обучают своих детей современным инфокоммуникационным технологиям, но одновременно стремятся оградить своего ребёнка от нежелательной, негативной информации, предназначен детский браузер Гогуль
Ученикам
С каждым годом молодежи в интернете становиться больше, а школьники одни из самых активных пользователей Рунета. Между тем, помимо огромного количества возможностей, интернет несет и проблемы. Эта ПАМЯТКА должна помочь тебе безопасно находиться в сети, ОНА ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ:
- Советы по безопасности работы в общедоступных сетях Wi-fi
- Основные советы по безопасности в социальных сетях
- Основные советы по безопасной работе с электронными деньгами
- Основные советы по безопасной работе с электронной почтой
- Основные советы по борьбе с кибербуллингом
- Основные советы для безопасности мобильного телефона
- Основные советы по безопасности твоего игрового аккаунта
- Основные советы по борьбе с фишингом
- Основные советы по защите цифровой репутации
Родителям
Определение термина "информационная безопасность детей" содержится в Федеральном законе N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию", регулирующим отношения, связанные с защитой детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию. Согласно данному закону "информационная безопасность детей" -это состояние защищенности, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией вреда их здоровью и (или) физическому, психическому, духовному, нравственному развитию.
К информации, распространение которой ограничено среди детей определенного возраста, относится:
1. Создайте список домашних правил посещения Интернета при участии детей и требуйте его выполнения.
2. Требуйте от Вашего ребенка соблюдения временных норм нахождения за компьютером. Покажите ребенку, что Вы наблюдаете за ним не потому что Вам это хочется, а потому что Вы беспокоитесь о его безопасности и всегда готовы ему помочь.
3. Компьютер с подключением к Интернету должен находиться в общей комнате под присмотром родителей.
4. Используйте специальные детские поисковые машины.
5. Используйте средства блокирования нежелательного контента как дополнение к стандартному Родительскому контролю.
6. Создайте семейный электронный ящик, чтобы не позволить детям иметь собственные адреса.
7. Блокируйте доступ к сайтам с бесплатными почтовыми ящиками с помощью соответствующего программного обеспечения.
8. Приучите детей советоваться с Вами перед опубликованием какой-либо информации средствами электронной почты, чатов, регистрационных форм и профилей.
9. Научите детей не загружать файлы, программы или музыку без вашего согласия.
10. Не разрешайте детям использовать службы мгновенного обмена сообщениями.
11. В "белый" список сайтов, разрешенных для посещения, вносите только сайты с хорошей репутацией.
12. Не забывайте беседовать с детьми об их друзьях в Интернете, как если бы речь шла о друзьях в реальной жизни.
13. Не делайте "табу" из вопросов половой жизни, так как в Интернете дети могут легко наткнуться на порнографию или сайты "для взрослых".
14. Приучите Вашего ребенка сообщать вам о любых угрозах или тревогах, связанных с Интернетом. Оставайтесь спокойными и напомните детям, что они в безопасности, если сами рассказали вам о своих тревогах. Похвалите их и посоветуйте подойти еще раз в подобных случаях.
1. Создайте список домашних правил посещения Интернет при участии детей и требуйте его выполнения.
2. Требуйте от Вашего ребенка соблюдения норм нахождения за компьютером.
3. Наблюдайте за ребенком при работе за компьютером, покажите ему, что Вы беспокоитесь о его безопасности и всегда готовы оказать ему помощь.
4. Компьютер с подключением в Интернет должен находиться в общей комнате под присмотром родителей.
5. Используйте средства блокирования нежелательного контента как дополнение к стандартному Родительскому контролю.
6. Не забывайте принимать непосредственное участие в жизни ребенка, беседовать с детьми об их друзьях в Интернете.
7. Настаивайте, чтобы дети никогда не соглашались на личные встречи с друзьями по Интернету.
8. Позволяйте детям заходить только на сайты из "белого" списка, который создайте вместе с ними.
9. Приучите детей никогда не выдавать личную информацию средствами электронной почты, чатов, систем мгновенного обмена сообщениями, регистрационных форм, личных профилей и при регистрации на конкурсы в Интернете.
10. Приучите детей не загружать программы без Вашего разрешения. Объясните им, что они могут случайно загрузить вирусы или другое нежелательное программное обеспечение.
11. Создайте Вашему ребенку ограниченную учетную запись для работы на компьютере.
12. Приучите Вашего ребенка сообщать вам о любых угрозах или тревогах, связанных с Интернетом. Напомните детям, что они в безопасности, если сами рассказали вам о своих тревогах и опасениях.
13. Расскажите детям о порнографии в Интернете.
14. Настаивайте на том, чтобы дети предоставляли вам доступ к своей электронной почте, чтобы вы убедились, что они не общаются с незнакомцами.
15. Объясните детям, что нельзя использовать сеть для хулиганства, распространения сплетен или угроз.
1. Создайте список домашних правил посещения Интернета при участии подростков и требуйте безусловного его выполнения. Обговорите с ребенком список запрещенных сайтов ("черный список"), часы работы в Интернете, руководство по общению в Интернете (в том числе в чатах).
2. Компьютер с подключением к сети Интернет должен находиться в общей комнате.
3. Не забывайте беседовать с детьми об их друзьях в Интернете, о том, чем они заняты таким образом, будто речь идет о друзьях в реальной жизни. Спрашивайте о людях, с которыми дети общаются посредством служб мгновенного обмена сообщениями, чтобы убедиться, что эти люди им знакомы.
4. Используйте средства блокирования нежелательного контента как дополнение к стандартному Родительскому контролю.
5. Необходимо знать, какими чатами пользуются Ваши дети. Поощряйте использование модерируемых чатов и настаивайте, чтобы дети не общались в приватном режиме.
6. Настаивайте на том, чтобы дети никогда не встречались лично с друзьями из сети Интернет.
7. Приучите детей не выдавать свою личную информацию средствами электронной почты, чатов, систем мгновенного обмена сообщениями, регистрационных форм, личных профилей и при регистрации на конкурсы в Интернете.
8. Приучите детей не загружать программы без Вашего разрешения. Объясните им, что они могут случайно загрузить вирусы или другое нежелательное программное обеспечение.
9. Приучите Вашего ребенка сообщать вам о любых угрозах или тревогах, связанных с Интернетом. Напомните детям, что они в безопасности, если сами рассказали вам, о своих угрозах или тревогах. Похвалите их и посоветуйте подойти еще раз в подобных случаях.
10. Расскажите детям о порнографии в Интернете. Помогите им защититься от спама. Научите подростков не выдавать в Интернете своего реального электронного адреса, не отвечать на нежелательные письма и использовать специальные почтовые фильтры.
11. Приучите себя знакомиться с сайтами, которые посещают подростки.
12. Научите детей уважать других в интернете. Убедитесь, что они знают о том, что правила хорошего поведения действуют везде - даже в виртуальном мире.
13. Объясните детям, что ни в коем случае нельзя использовать Сеть для хулиганства, распространения сплетен или угроз другим людям.
14. Обсудите с подростками проблемы сетевых азартных игр и их возможный риск. Напомните, что дети не могут играть в эти игры согласно закону.
Педагогам
В связи с проблемами информационной безопасности обучающихся рекомендуем педагогам и родителям ознакомиться с Федеральным списком запрещённых экстремистских материалов. Ссылка на сайт Министерства юстиции Российской Федерации https://minjust.gov.ru/ru/extremist-materials/
Методические и справочные материалы
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОГРАНИЧЕНИЮ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ ДОСТУПА ОБУЧАЮЩИХСЯ К ВИДАМ ИНФОРМАЦИИ, РАСПРОСТРАНЯЕМОЙ ПОСРЕДСТВОМ СЕТИ «ИНТЕРНЕТ», ПРИЧИНЯЮЩЕЙ ВРЕД ЗДОРОВЬЮ И (ИЛИ) РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ, А ТАКЖЕ НЕ СООТВЕТСТВУЮЩЕЙ ЗАДАЧАМ ОБРАЗОВАНИЯ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОСНОВАМ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ С УЧЁТОМ ИНФОРМАЦИОННЫХ, ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ, ТЕХНИЧЕСКИХ И КОММУНИКАТИВНЫХ АСПЕКТОВ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Памятка для педагогических работников по обеспечению информационной безопасности обучающихся
Интернет-ресурсы для педагогических работников
- http://www.fid.su/projects/deti-v-internete сайт Фонда Развития Интернет
- http://www.ligainternet.ru/ Лига безопасного Интернета
- http://ppt4web.ru/informatika/bezopasnyjj-internet.html презентации о безопасном Интернете
- http://www.microsoft.com/ru-ru/security/default.aspx сайт Центра безопасности Майкрософт
- http://festival.1september.ru/articles/612789/ Материал разработан для учащихся 9-11 классов, но может модифицироваться и для учащихся среднего звена школы
- http://www.nachalka.com/node/950 Видео «Развлечение и безопасность в Интернете»
- http://i-deti.org/ портал «Безопасный инет для детей», ресурсы, рекомендации, комиксы
- http://сетевичок.рф/ сайт для детей — обучение и онлайн-консультирование по вопросам кибербезопасности сетевой безопасности
- http://www.igra-internet.ru/ онлайн интернет-игра «Изучи Интернет – управляй им»
- http://www.safe-internet.ru/ сайт Ростелеком «Безопасноть детей в Интернете, библиотека с материалами, памятками, рекомендациями по возрастам
Информация о мероприятиях, проектах и программах, которые направлены на повышение информационной грамотности педагогов
http://www.ligainternet.ru/news/ мероприятия Лиги безопасного интернета. Лига безопасного интернета — крупнейшая и наиболее авторитетная в России организация, созданная для противодействия распространению опасного контента во всемирной сети. Лига безопасного интернета была учреждена в 2011 году при поддержке Минкомсвязи РФ, МВД РФ, Комитета Госдумы РФ по вопросам семьи женщин и детей. Попечительский совет Лиги возглавляет помощник Президента Российской Федерации Игорь Щеголев
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ЕДИНОГО УРОКА ДЛЯ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ГОСУДАРСТВЕННУЮ ПОЛИТИКУ В СФЕРЕ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ, ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Международный проект «Сетевичок»
Проект представляет собой группу онлайн-мероприятий: Международный квест по цифровой грамотности «Сетевичок», ориентированный на детей и подростков. Национальная премия за заслуги компаний и организаций в сфере информационного контента для детей, подростков и молодежи «Премия Сетевичок». Всероссийское исследование детей и подростков «Образ жизни российских подростков в сети». Конференция по формированию детского информационного пространства «Сетевичок».
Методические рекомендации формирования информационной культуры преподавателя
Задачи формирования информационной культуры:
- развитие интеллектуальных и творческих способностей с помощью средств информационных технологий;
- удовлетворение интересов и запросов преподавателя, связанных с применением информационных технологий, формирование мировоззрения открытого информационного общества;
- формирование самостоятельного приобретения знаний с помощью средств информационных технологий;
- подготовка личности «информационного общества»;
- вовлечение педагога в построение единого информационного пространства.
При организации формирования информационной культуры преподавателя, можно выделить три основных этапа.
1) Первый этап - диагностический.
На этом этапе необходимо определить интересы, способности и склонности преподавателя и с учетом полученных результатов формировать интерес к одному из направлений ИКТ для дальнейшего изучения или применения в профессиональной деятельности.
2) Второй этап – образовательный.
На данном этапе необходимо обучаться на курсах повышения квалификации, научно – практических конференциях, обучающих семинарах, мастер – классах и т.д., направленные на расширение и углубление знаний и умений в использовании ИКТ в своей деятельности.
3) Третий этап - деятельностно-оценочный.
На данном этапе преподавателем осуществляется создание необходимых электронных проектов с помощью информационных технологий: электронное портфолио, ЦОРы, персональные сайты, электронные УМК и т.д.
Для данного этапа целесообразно принимать активное участие в различных проектах, конкурсах, научно – практических конференциях, семинарах и т.д. На данном этапе происходит формирование умения анализировать и оценивать свою деятельность и осуществлять ее корректировку.
Второй и третий этапы могут проводиться параллельно. То есть изучение нового материала, закрепление знаний, умений и навыков и их применение для решения поставленных задач средствами информационных технологий может происходить параллельно.
Таким образом, система формирования информационной культуры педагога должна быть построена таким образом, чтобы каждый, изъявивший желание пройти через нее, смог найти себе в рамках этой системы, реализовать себя, профессионально самоопределиться, смог эффективно использовать информационные технологии в профессиональной и творческой деятельности.
Основные пути формирования информационной культуры педагога:
1. Обучающие семинары
2. Мастер – классы
3. Курсы повышения квалификации
4. Конкурсы проектов
5. Конференции
6. Творческая группа «Информационные технологии»
Стремление к саморазвитию самого педагога:
1. Формирование собственной библиотеки ЦОР
2. Создание электронного портфолио
3. Создание персонального сайта
4. Самообразование с помощью интернета (образовательные сайты, сообщества, видеоуроки, дистанционное обучение, электронные учебники и т.д.)
Модель непрерывного формирования информационной культуры преподавателя:
Базовые умения:
Офисные программы:
MS Power Point
MS Word
MS Excel
MS Publisher
Практические умения:
Графические редакторы
Corel Draw
Photoshop
Программы обработки видеоинформации:
Corel Video Studio
Программы для интерактивной доски:
Activ Studio (Inspire) Professional Edition
Программы для создания электронного пособия:
Auto Play Media Studio
Программы для электронного тестирования:
VipTest, easyQuizzy